Цели, проблематика и порядок проведения ежемесячных методологических семинаров в Государственном Аграрном университете ( г. Пушкин)
Проблема методологической грамотности общества в процессе становления новой логики социального поведения - самая актуальная проблема в начале XXI века, особенно в период, когда в жизнь вступает третье поколение после смены отношений эталонных частот биологического и социального времени. Идея методологического семинара зародилась в 1997 году, когда на факультете прикладной математики и процессов управления Государственного университета впервые началось чтение курса Достаточно общей теории управления (ДОТУ).
1.Первое заседание методологического семинара было проведено в марте 2003 года на базе института «Ленгипротранс» в помещении музея института, в котором собрались первые 11 участников семинара. Семинар проводился ежемесячно до осени 2005 года. После того, как Виктор Алексеевич Ефимов стал ректором Государственного аграрного университета, он предложил площадку для ведения семинара в конференц-зале Аграрного университета. К настоящему времени сложилось устойчивое ядро постоянных участников семинара в количестве 10 - 12 человек.
2. Главная цель методологического семинара - создание условий для вхождения в тандемный и политандемный режим деятельности всех его участников, поскольку только в таком режиме наиболее эффективно протекает процесс освоения познавательно-творческого потенциала личности и метода постижения истины на основе умения ставить адекватные жизни вопросы и через них - выявлять актуальные жизненные проблемы и находить пути их решения. Всё остальное - методологическая грамотность, концептуальная властность, способность к аналитической деятельности - будут следствием умения работать в тандемном и политандемном режиме деятельности. Если участники семинара упускают эту возможность для себя, то их отношение к семинару ошибочно.
О проблемах проведения семинаров и предложения руководства семинара:
- Из опыта ведения семинаров такого рода известно, что качество проведения и эффективность, в смысле достижения поставленных перед семинаром целей, достигается при максимальном количестве участников не более 18 - 22. Помещение конференц-зала, в котором проходит семинар, вмещает (т.е. все имеют возможность сидеть за столом и свободно общаться) примерно такое количество участников.
- После объявления о проведении семинара на форуме сайта mera.com.ru количество участников превысило 50, что не способствует эффективной работе семинара.
- Все семинары, начиная с февральского, будут записываться на видео и выкладываться на форуме сайта mera.com.ru, а в активном обсуждении докладов, как правило, имеют возможность принять участие не более 10 - 12 человек. Причина -
регламент ведения семинара:
При общем времени проведения семинара - 2, 5 - 3 часа,
- 10 - 15 мин вступительное слово руководителя семинара;
- 25 - 30 мин. - основной доклад по заявленной проблематике:
- 5 - 10 мин. - выступления участников обсуждения, итого при общем времени ведения семинара 2.5 - 3 часа (с 19.00 до 22.00) как правило успевают выступить не более 10 - 15 участников, с учётом реплик с мест.
Поэтому руководство семинара предлагает всем желающим принять активное участие в семинарах следующий порядок их проведения:
1.От каждого ВУЗа группа желающих принять участие в семинаре выделяет своего представителя, который становится постоянным участником семинара. Заявка отправляется заместителю руководителя семинара Северикову Алексею Анатольевичу на его эл. адрес a-severikov[@]mail.ru
2.Все остальные желающие принять участие в семинаре могут участвовать в формировании плана его проведения, для чего каждый заявляет тему своего выступления зам. руководителю семинар на Эл. Адрес a-severikov[@]mail.ru и после её рассмотрения руководством семинара ему будет предоставлена возможность выступить с докладом в соответствии с календарным планом ведения семинаров.
3. Остальные желающие послушать обсуждение заявленной проблематики семинаров - скачивают запись семинаров, слушают интересующие их выступления, высылают свои замечания, комментарии к выступлениям на эл. почту зам. руководителя семинара А. Северикову. После чего они обязательно будут оглашены перед началом нового семинара.
4.Приезжим из других стран и городов желающим принять участие в семинаре его посещение гарантировано.
5.Такой порядок ведения методологических семинаров позволит:
- с одной стороны, всем желающим принять активное участие в них,
- а с другой стороны, - будет стимулировать создание подобных методологических семинаров ВУЗах по мере формирования групп желающих принять участие в семинарах подобного рода.
В перспективе в городе С.-Петербурге могут и должны возникнуть методологические молодёжные семинары в каждом ВУЗе и районе. Руководство методологического семинара Аграрного университета готово оказать помощь в становлении таких семинаров в других ВУЗах.