Высшее образование
и проблемы
становления личности
И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему
И по подобию Нашему…
И сотворил Бог человека по образу своему,
по образу Божию сотворил его.
Библия,
Бытие, 1: 25—26.
Когда общество переживает затяжной системный кризис,
это означает, что на протяжении длительного времени,
предшествовавшего кризису, система образования давала сбои
в формировании адекватного современным требованиям знания,
мировоззрения, нравственности, психики в целом.
В.А.Ефимов
| |
На недавней встрече со студентами Московской финансовопромышленной академии (11.06.2009) помощник Президента РФ А. Дворкович пошутил: «Экономистов придумали для того, чтобы на их фоне хорошо
выглядели синоптики»
1
. В этой шутке
есть только доля шутки и не только
по отношению к одной из отраслей
знания, но и по отношению к системе
образования в целом. Ведь именно
образование является основой для
предотвращения любых видов кризисов, включая экономические.
Соответственно, один из аспек-тов преодоления кризиса обществом – реорганизация системы
образования на качественно иных
принципах для того, чтобы получаемое образование и формируемые
человеческие качества соответствовали эпохе и обозримым перспективам общественного развития. Чем
более успешно общество в постановке и решении этой задачи, – тем
более продолжительный период
бескризисного развития ему гарантирован. При неспособности общества поставить и решить эту задачу
оно обречено не только на затяжной
кризис, но имеет и перспективу полной деградации и гибели.
Процесс образования – это неразрывное единство обучения и
воспитания. Ранее нами освещались базовые концептуальные требования к системе организации профессиональной подготовки в эпоху
глобализации
2
. В настоящей статье
мы остановимся на современных
проблемах воспитательной работы.
Воспитательный процесс должен быть положен во главу угла образования, так как любые знания это
всего лишь приложение к тому либо
иному типу строя психики человека.
Следует признать, что «хороший
специалист» – вовсе не обязательно «хороший человек». Вследствие
этого негодяй, будучи хорошим специалистом, сможет принести много
бед и при этом тем больших, чем
более успешен он в карьере. Кроме
этого, в силу коллективного характера практически любых результатов
труда, специалист должен обладать
навыками межличностного общения,
эффективной работы в коллективе.
Это приводит к необходимости
в процессе становления личности
специалиста прививать следующие
качества, существенным образом
влияющие на результаты его будущего труда.
• Самообладание. Необходимо
обладать навыками защиты собственного сознания, воля человека
должна быть властна прежде всего
над его инстинктами и умело навязываемыми порочными стереотипами в интересах третьей стороны.
• Толерантность, как умение
воспринимать людей такими, каковы они есть, и терпимо относиться
к ним, не взирая на их личностные
пороки, недостатки и совершаемые
ими ошибки. Без этого невозможна
помощь им в их преодолении.
• Коммуникабельность в сочетании с доброжелательностью. Именно эти качества позволяют войти
в общение с другими людьми как
для того, чтобы жить и работать
совместно с ними, так и для того,
чтобы исправляться самому либо
оказать им помощь в выявлении и
разрешении их проблем.
• Эффективная личностная культура чувств и культура мышления,
поскольку именно они лежат в основе творчества людей как в профессиональной деятельности, так и в
оказании помощи другим. Эта способность и отличает так называемого «хорошего человека» от эгоиста,
норовящего так или иначе паразитировать на окружающих.
• Владение общекультурными
навыками и стандартным для общества образованием. Именно это
объединяет в общество всех взрослых его членов в каждую историческую эпоху.
• Высокий профессионализм и
добросовестность в избранной сфере деятельности. «Хороший человек» – не профессия, но невозможно получить признание от общества
в качестве «хорошего человека», не
обладая профессионализмом и не
будучи добросовестным в труде.
Если посмотреть на этот список
и соотнести его с реальной педагогической практикой общеобразовательной и высшей школы, то следует
признать, что современные общества уделяют некоторое внимание
только двум последним пунктам из
приведенного списка. Под них есть
учебники и разного рода методическая литература о том, как следует
преподавать те или иные учебные
дисциплины в школах и вузах.
По всем предшествующим пунктам системной, планомерной работы не ведется, хотя они важнее для
благополучия общества, поскольку
образование и профессионализм
– своего рода надстройка на этом
фундаменте.
Процесс воспитания может привести к одному из двух качественно
разных итогов:
• либо индивид до конца своих
дней будет ориентирован на сохранение неизменности тех личностных
качеств, которые сформированы в
нем в процессе воспитания;
• либо индивид процессом внешнего воспитания доводится до некоего рубежа, когда саморазвитие,
совершенствование психики становятся атрибутом его бытия. С течением времени он устраняет те особенности своего характера, которые
расценивает как недостатки и пороки и вырабатывает те личностные
качества, наличие которых является
его жизненной потребностью.
Соответственно, первой задачей
вуза является выявление и исправление тех ошибок воспитания, которые стали «достоянием» личности
ранее. Эта задача не только крайне
сложна, но и не дает устойчивого
эффекта. Поэтому учебные программы комплекса гуманитарносоциологических дисциплин должны
подводить студента к тому рубежу, с
которого начинается интерес к развитию своей собственной личности
и прививаются необходимые для
этого теоретические знания.
Возможности эффективного общественно полезного применения
полученных в высшей школе знаний
базируются на жизненных ориентирах и вышеуказанных качествах выпускника, на его умении работать в
коллективе.
Однако собрание индивидов далеко не во всех случаях является
общественным организмом, в котором все пребывают в ладу друг
с другом и который в целом находится в гармонии с Мирозданием.
История изобилует массой примеров, когда ошибалось подавляющее
большинство, а не отдельный человек, восходящий на эшафот. Поэтому издревле известна рекомендация – «Не следуй за большинством
на зло, и не решай тяжбы, отступая
по большинству от правды»
.
Фактически эта рекомендация
подразумеваетобъективностьДобра
и Зла как явлений в жизни человечества. И ее принятие означает, что
множество индивидов должны быть
не просто сплочены воедино ради
достижения целей, кем-то и как-то
навязанных им вопреки их воле или
незаметно для них внедренных в их
психику. В основе их взаимно дополняющего единства должны лежать
сплачивающие единые по своей
сути ощущения Божьего Промысла,
т.е. устремленность каждого из них к
Добру, к Правде, к Справедливости.
А потому, первостепенное, важнейшее требование к воспитательной работе состоит в формировании праведного мировоззрения и
вытекающей из него способности
выпускника позиционировать все
происходящие события в объективных координатах Добра и Зла. В Коране подобное качество именуется
Различением. Только при наличии
Различения и формируемого на его
основе соборно единого целеполагания, собрание людей становится
обществом по своей внутренней
сути, а не сборищем индивидов,
объединенных в отдельные группировки и корпорации во имя борьбы не только между собой, но и заущемление в свою пользу общественных интересов в целом.
И соответственно такому взгляду каждое поколение должно быть
подготовлено системой образования к ответу на вопрос:
• В чем в каждую эпоху выражается объективное Добро, способное
формировать бескризисное течение
жизни в русле Божьего Промысла и
что есть не менее объективное Зло?
• Каким должен быть индивид,
чтобы иметь право называть себя
Человеком Разумным?
И если поколение не ошибается в
ответе на эти вопросы, подтверждая
свои ответы жизненными делами, то общество развивается, разрешает
проблемы, унаследованные от прошлого, преодолевает кризисы.
Если же поколение уходит от
этих вопросов либо ошибается в
ответе на них или оставляет правильный по сути ответ в словах,
не подтверждаемых делами, то
ком проблем нарастает, кризисы
множатся и усугубляются. Особую
общественную опасность представляют ситуации, когда объективное
Зло навязывается обществу в качестве социальной нормы под соусом
псевдодемократических перемен и
общечеловеческих ценностей. Если
эта подмена не пресекается обществом юридически, а последующие поколения не дадут правильного ответа на вышепоставленные вопросы уже в свою эпоху, то у общества
есть реальные шансы уйти в историческое небытие.
Такая участь постигла многие цивилизации древности, чьи культуры
не смогли воспроизводить Человека
в преемственности поколений, хотя
с воспроизводством индивидов, обладающих подчас весьма высоким
профессионализмом и разносторонней образованностью, в их культурах особых проблем не было. Так
Ганнибал был выдающимся полководцем своей эпохи, но Карфаген
пал. Гитлеризм родился в передовой по меркам своего времени в научном отношении Германии и овладел умами ее населения, но третий
рейх тоже пал, несмотря на свои
несомненные научно-технические
успехи. И в обоих случаях причина
их краха не в игре слепого случая,
не в военно-техническом и экономическом превосходстве победившего
противника, а в катастрофическом
уклонении их народов и культур от
русла Божьего Промысла в сторону
неправедности и объективного Зла.
Известный писатель-фантаст и
выдающийся ученый-палеонтолог
И.А. Ефремов писал своему другу,
американскому палеонтологу, Эверету Олсону:
«Мы можем видеть, что с древних времен нравственность и честь
(в русском понимании этих слов)
много существеннее, чем шпаги, стрелы и слоны, танки и пикирующие бомбардировщики. Все разрушения империй, государств и
других политических организаций
происходят через утерю нравственности. Это является единственной
причиной катастроф во всей истории, и поэтому, исследуя причины
почти всех катаклизмов, мы можем
сказать, что разрушение носит характер саморазрушения».
В настоящее время есть много хороших учебников по физике,
математике, химии и другим предметам, но нет самого главного для
всех специальностей учебника –
«Как стать Человеком». Но именно такой учебник и должен был бы содействовать формированию
выше поименованных качеств воспитанного человека. Работникам
системы образования следовало бы
объединить свои усилия в решении
этой задачи, и мы готовы выступить
координаторами такого проекта.
Молодой человек живет и
формируется как личность в современном
информационном
пространстве, очень далеком от
совершенства. Оно влияет на него
зачастую сильнее, чем традиционные институты: семья, школа, вуз.
В данной ситуации общество и система образования, прежде всего,
должны не навязывать, а предлагать здоровую альтернативу высоких нравственных стандартов, чтобы у молодых людей было реальное
представление о всех возможных
вариантах выбора между Добром и
Злом. Если мы хотим жить в здоровом обществе, то мы обязаны позаботиться, чтобы у каждого ищущего
молодого человека был этот нравственный компас, способствующий
становлению духовной личности.
Наиболее эффективной в этой
связи является работа с молодежью
на принципах самоорганизации. В
этих целях в нашем университете создан Интеллектуально-мировоззренческий
молодежный центр. Получив исходную базовую информацию, студенты сами разрабатывают круг интересующих их проблем, конкретных
практических начинаний. Информация, осваиваемая в этом центре, приводит к безусловному исключению из
жизненной практики алкоголя и табака, влечет за собой формирование
жизненных ориентиров в русле Божьего промысла. Наше молодежное
движение зарегистрировано в качестве межрегиональной общественной организации «Всеобщее Единство Мировоззрения» (сокращенно
МОД «ВСЕМ») оно уже сегодня носит
межвузовский характер и открыто
для сотрудничества с молодежью
любого вуза страны.
Как мы понимаем проблемы становления личности на современном
этапе и что значит «стать Человеком»? Ответ на этот вопрос базируется на расшифровке того кажущегося противоречия, которое заложено
в выдержке из Библии, приведенной
в эпиграфе к нашей статье. Как же
так? Ведь решил-то Бог создать человека по образу и подобию Своему,
а создал только по образу, упустив
подобие? В действительности здесь
нет никаких противоречий, а напротив содержится глобальный мировоззренческий ориентир для всей
системы образования и для высшей
школы в особенности. Дело в том,
что от рождения каждому из нас даровано свыше не подобие божеское,
а лишь потенциал его возможного
достижения. Содействие в реализации этого потенциала и является
важнейшей методологической функцией системы образования.
О критериях подобия божеского,
о жизни по-божески можно готовить
объемные исследования, но можно
ограничиться тремя базовыми ориентирами: не причинять вреда себе,
взаимодействующим с нами людям
и мирозданию в целом. Эту заповедь
грубо нарушает, к примеру, человек,
подрубающий дарованное ему Богом здоровье и свои родовые корни
алкоголе-табачными генными ядами, или общество, юридически допускающее процветание корпорации
ростовщиков за счет узаконенного
обворовывания участников производительного труда. Не случайно Коран
(Сура 2:275) рассматривает ростовщичество как самый страшный грех.
Цель существования и развития Человека Разумного, как
биологического вида, сводится к
максимально возможному освоению генетически предопределенного потенциала развития. Вместо
этого мотивом многих действий и
поступков выступают инстинкты
сексуально-пищеварительного характера. Именно поэтому так долго, днем с зажженным фонарем в руках
вынужден был бродить по Синопу
древнегреческий философ Диоген,
глубокомысленно поясняя свое занятие: «Ищу Человека!» Минули
столетия, но они ничуть не упростили проблему, которую пытался решить в свое время еще Диоген.
Вспомним сцену в театре из «Мастера и Маргариты» М. Булгакова: «Скажи мне, любезный Фагот, – осведомился Воланд, – как по
твоему, ведь московское народонаселение значительно изменилось?
– Точно так, мессир, – негромко
ответил Фагот-Коровьев.
– Ты прав. Горожане сильно изменились, внешне, я говорю, как
и сам город, впрочем. О костюмах
нечего уж и говорить, но появились
эти... как их... трамваи, автомобили...
– Автобусы, – почтительно подсказал Фагот…
– Но меня, конечно, не столько
интересуют автобусы, телефоны и
прочая...
– Аппаратура! – подсказал клетчатый.
– Совершенно верно, благодарю, – медленно говорил маг тяжелым басом, – сколько гораздо более
важный вопрос: изменились ли эти
горожане внутренне?
– Да, это важнейший вопрос, сударь.»
Последующие события, описанные в романе, продемонстрировали
отсутствие каких-либо внутренних
перемен со времен Диогена.
Занимаясь образованием, необходимо всегда иметь в виду наличие у человека души и его врожденное стремление к идеалам добра
и справедливости. Но в реальной
жизни эти идеалы нужно постоянно
поддерживать учебой и воспитанием, как необходимо поддерживать
свет, чтобы не наступила тьма, которая приходит сама по себе.
Сохранилось предание о первых годах учения Александра Македонского у Аристотеля. Когда
отец Александра спросил учителя о
том, научил ли он его сына началам
геометрии и физики, Аристотель
ответил, что более года он учил
Александра быть человеком –
воспитывал его душу. И только
затем будущий великий полководец осваивал премудрости разных
наук. Результаты такого воспитания нам хорошо известны: Македонский – единственный великий завоеватель, который, покоряя народы,
не разрушал их культуру и страны,
а строил новые города и передавал людям лучшие черты античной
культуры.
Человеком не рождаются. Продвижение к человечности, к подобию Божьему идет, начиная с момента рождения, по следующим
психологическим ступеням, по которым классифицируются и типы
строя психики человека:
1. животный тип строя психики;
2.
тип
психики
«зомбибиоробота»;
3. демонический тип строя
психики;
4. тип психики «Человек – разумный».
К сожалению, под воздействием зомбирующих программ многие
взрослые останавливаются в движении по этой лесенке, а то и скатываются к самому началу пути человеческого становления
Если у индивида доминируют
инстинкты и рефлексы, то мы имеем дело с животным типом строя
психики. Доминирование обычаев,
традиций, привычек характерно
для зомби-биороботов. (Почему
куришь? – Потому что все курят).
Личные расчеты, игнорирующие
голос совести, наваждения и одержимость характерны для демонов.
Нормой же для психики Человека
Разумного является ориентация на
объективное Добро, доминирование голоса совести и интуиции, водительства Божьим промыслом.
Проблемы демографии, становления личности, здорового образа
жизни становятся важнейшей составной частью государственной
политики, стержнем национальных
проектов. Ключ к решению этих
проблем находится в системе образования страны. В то же время усилия образовательных учреждений
в этом направлении носят разрозненный характер, не способствуют
формированию гармонии в обществе, не имеют научной методологической основы, адекватной современным условиям глобализации
общественных процессов. Проблемы формирования и развития личности человека, сопровождающая
этот процесс воспитательная работа должны стать стержневой основой системы образования России в
XXI веке.
Ефимов Виктор Алексеевич
Журнал "Ректор ВУЗа", Октябрь 2009 г |
|
|