Сборники видео по Концепции  Общественной   Безопасности и  других развивающих материалов
  Kobtv Twitter
КОБ
- Петров К.П.
- Зазнобин В.М.
- Ефимов В.А.
-
Книги
ФИЛЬМЫ
- документальные
- художественные
АУДИО
- КОБ
- программа Гордона
- звуки природы

- изо




 Высшее образование
и проблемы становления личности

И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему
И по подобию Нашему…
И сотворил Бог человека по образу своему,
по образу Божию сотворил его.
Библия, Бытие, 1: 25—26.


Когда общество переживает затяжной системный кризис, это означает, что на протяжении длительного времени, предшествовавшего кризису, система образования давала сбои в формировании адекватного современным требованиям знания, мировоззрения, нравственности, психики в целом.

   В.А.Ефимов

ректор СПбГАУ Ефимов В.А.
     На недавней встрече со студентами Московской финансовопромышленной академии (11.06.2009) помощник Президента РФ А. Дворкович пошутил: «Экономистов придумали для того, чтобы на их фоне хорошо выглядели синоптики» 1 . В этой шутке есть только доля шутки и не только по отношению к одной из отраслей знания, но и по отношению к системе образования в целом. Ведь именно образование является основой для предотвращения любых видов кризисов, включая экономические.
  Соответственно, один из аспек-тов преодоления кризиса обществом – реорганизация системы образования на качественно иных принципах для того, чтобы получаемое образование и формируемые человеческие качества соответствовали эпохе и обозримым перспективам общественного развития. Чем более успешно общество в постановке и решении этой задачи, – тем более продолжительный период бескризисного развития ему гарантирован. При неспособности общества поставить и решить эту задачу оно обречено не только на затяжной кризис, но имеет и перспективу полной деградации и гибели.
  Процесс образования – это неразрывное единство обучения и воспитания. Ранее нами освещались базовые концептуальные требования к системе организации профессиональной подготовки в эпоху глобализации 2 . В настоящей статье мы остановимся на современных проблемах воспитательной работы.
  Воспитательный процесс должен быть положен во главу угла образования, так как любые знания это всего лишь приложение к тому либо иному типу строя психики человека. Следует признать, что «хороший специалист» – вовсе не обязательно «хороший человек». Вследствие этого негодяй, будучи хорошим специалистом, сможет принести много бед и при этом тем больших, чем более успешен он в карьере. Кроме этого, в силу коллективного характера практически любых результатов труда, специалист должен обладать навыками межличностного общения, эффективной работы в коллективе.
  Это приводит к необходимости в процессе становления личности специалиста прививать следующие качества, существенным образом влияющие на результаты его будущего труда.
 • Самообладание. Необходимо обладать навыками защиты собственного сознания, воля человека должна быть властна прежде всего над его инстинктами и умело навязываемыми порочными стереотипами в интересах третьей стороны.
  • Толерантность, как умение воспринимать людей такими, каковы они есть, и терпимо относиться к ним, не взирая на их личностные пороки, недостатки и совершаемые ими ошибки. Без этого невозможна помощь им в их преодолении.
  • Коммуникабельность в сочетании с доброжелательностью. Именно эти качества позволяют войти в общение с другими людьми как для того, чтобы жить и работать совместно с ними, так и для того, чтобы исправляться самому либо оказать им помощь в выявлении и разрешении их проблем.
  • Эффективная личностная культура чувств и культура мышления, поскольку именно они лежат в основе творчества людей как в профессиональной деятельности, так и в оказании помощи другим. Эта способность и отличает так называемого «хорошего человека» от эгоиста, норовящего так или иначе паразитировать на окружающих.
  • Владение общекультурными навыками и стандартным для общества образованием. Именно это объединяет в общество всех взрослых его членов в каждую историческую эпоху. • Высокий профессионализм и добросовестность в избранной сфере деятельности. «Хороший человек» – не профессия, но невозможно получить признание от общества в качестве «хорошего человека», не обладая профессионализмом и не будучи добросовестным в труде.
  Если посмотреть на этот список и соотнести его с реальной педагогической практикой общеобразовательной и высшей школы, то следует признать, что современные общества уделяют некоторое внимание только двум последним пунктам из приведенного списка. Под них есть учебники и разного рода методическая литература о том, как следует преподавать те или иные учебные дисциплины в школах и вузах.  
  По всем предшествующим пунктам системной, планомерной работы не ведется, хотя они важнее для благополучия общества, поскольку образование и профессионализм – своего рода надстройка на этом фундаменте.
Процесс воспитания может привести к одному из двух качественно разных итогов:
  • либо индивид до конца своих дней будет ориентирован на сохранение неизменности тех личностных качеств, которые сформированы в нем в процессе воспитания;
  • либо индивид процессом внешнего воспитания доводится до некоего рубежа, когда саморазвитие, совершенствование психики становятся атрибутом его бытия. С течением времени он устраняет те особенности своего характера, которые расценивает как недостатки и пороки и вырабатывает те личностные качества, наличие которых является его жизненной потребностью.
  Соответственно, первой задачей вуза является выявление и исправление тех ошибок воспитания, которые стали «достоянием» личности ранее. Эта задача не только крайне сложна, но и не дает устойчивого эффекта. Поэтому учебные программы комплекса гуманитарносоциологических дисциплин должны подводить студента к тому рубежу, с которого начинается интерес к развитию своей собственной личности и прививаются необходимые для этого теоретические знания.
  Возможности эффективного общественно полезного применения полученных в высшей школе знаний базируются на жизненных ориентирах и вышеуказанных качествах выпускника, на его умении работать в коллективе.
  Однако собрание индивидов далеко не во всех случаях является общественным организмом, в котором все пребывают в ладу друг с другом и который в целом находится в гармонии с Мирозданием. История изобилует массой примеров, когда ошибалось подавляющее большинство, а не отдельный человек, восходящий на эшафот. Поэтому издревле известна рекомендация – «Не следуй за большинством на зло, и не решай тяжбы, отступая по большинству от правды» .
  Фактически эта рекомендация подразумеваетобъективностьДобра и Зла как явлений в жизни человечества. И ее принятие означает, что множество индивидов должны быть не просто сплочены воедино ради достижения целей, кем-то и как-то навязанных им вопреки их воле или незаметно для них внедренных в их психику. В основе их взаимно дополняющего единства должны лежать сплачивающие единые по своей сути ощущения Божьего Промысла, т.е. устремленность каждого из них к Добру, к Правде, к Справедливости.
  А потому, первостепенное, важнейшее требование к воспитательной работе состоит в формировании праведного мировоззрения и вытекающей из него способности выпускника позиционировать все происходящие события в объективных координатах Добра и Зла. В Коране подобное качество именуется Различением. Только при наличии Различения и формируемого на его основе соборно единого целеполагания, собрание людей становится обществом по своей внутренней сути, а не сборищем индивидов, объединенных в отдельные группировки и корпорации во имя борьбы не только между собой, но и заущемление в свою пользу общественных интересов в целом.
  И соответственно такому взгляду каждое поколение должно быть подготовлено системой образования к ответу на вопрос:
  • В чем в каждую эпоху выражается объективное Добро, способное формировать бескризисное течение жизни в русле Божьего Промысла и что есть не менее объективное Зло?
  • Каким должен быть индивид, чтобы иметь право называть себя Человеком Разумным?
  И если поколение не ошибается в ответе на эти вопросы, подтверждая свои ответы жизненными делами, то общество развивается, разрешает проблемы, унаследованные от прошлого, преодолевает кризисы.
  Если же поколение уходит от этих вопросов либо ошибается в ответе на них или оставляет правильный по сути ответ в словах, не подтверждаемых делами, то ком проблем нарастает, кризисы множатся и усугубляются. Особую общественную опасность представляют ситуации, когда объективное Зло навязывается обществу в качестве социальной нормы под соусом псевдодемократических перемен и общечеловеческих ценностей. Если эта подмена не пресекается обществом юридически, а последующие поколения не дадут правильного ответа на вышепоставленные вопросы уже в свою эпоху, то у общества есть реальные шансы уйти в историческое небытие.
  Такая участь постигла многие цивилизации древности, чьи культуры не смогли воспроизводить Человека в преемственности поколений, хотя с воспроизводством индивидов, обладающих подчас весьма высоким профессионализмом и разносторонней образованностью, в их культурах особых проблем не было. Так Ганнибал был выдающимся полководцем своей эпохи, но Карфаген пал. Гитлеризм родился в передовой по меркам своего времени в научном отношении Германии и овладел умами ее населения, но третий рейх тоже пал, несмотря на свои несомненные научно-технические успехи. И в обоих случаях причина их краха не в игре слепого случая, не в военно-техническом и экономическом превосходстве победившего противника, а в катастрофическом уклонении их народов и культур от русла Божьего Промысла в сторону неправедности и объективного Зла.
  Известный писатель-фантаст и выдающийся ученый-палеонтолог И.А. Ефремов писал своему другу, американскому палеонтологу, Эверету Олсону:
  «Мы можем видеть, что с древних времен нравственность и честь (в русском понимании этих слов) много существеннее, чем шпаги, стрелы и слоны, танки и пикирующие бомбардировщики. Все разрушения империй, государств и других политических организаций происходят через утерю нравственности. Это является единственной причиной катастроф во всей истории, и поэтому, исследуя причины почти всех катаклизмов, мы можем сказать, что разрушение носит характер саморазрушения».
  В настоящее время есть много хороших учебников по физике, математике, химии и другим предметам, но нет самого главного для всех специальностей учебника – «Как стать Человеком». Но именно такой учебник и должен был бы содействовать формированию выше поименованных качеств воспитанного человека. Работникам системы образования следовало бы объединить свои усилия в решении этой задачи, и мы готовы выступить координаторами такого проекта.
  Молодой человек живет и формируется как личность в современном информационном пространстве, очень далеком от совершенства. Оно влияет на него зачастую сильнее, чем традиционные институты: семья, школа, вуз. В данной ситуации общество и система образования, прежде всего, должны не навязывать, а предлагать здоровую альтернативу высоких нравственных стандартов, чтобы у молодых людей было реальное представление о всех возможных вариантах выбора между Добром и Злом. Если мы хотим жить в здоровом обществе, то мы обязаны позаботиться, чтобы у каждого ищущего молодого человека был этот нравственный компас, способствующий становлению духовной личности.
  Наиболее эффективной в этой связи является работа с молодежью на принципах самоорганизации. В этих целях в нашем университете создан Интеллектуально-мировоззренческий молодежный центр. Получив исходную базовую информацию, студенты сами разрабатывают круг интересующих их проблем, конкретных практических начинаний. Информация, осваиваемая в этом центре, приводит к безусловному исключению из жизненной практики алкоголя и табака, влечет за собой формирование жизненных ориентиров в русле Божьего промысла. Наше молодежное движение зарегистрировано в качестве межрегиональной общественной организации «Всеобщее Единство Мировоззрения» (сокращенно МОД «ВСЕМ») оно уже сегодня носит межвузовский характер и открыто для сотрудничества с молодежью любого вуза страны.
  Как мы понимаем проблемы становления личности на современном этапе и что значит «стать Человеком»? Ответ на этот вопрос базируется на расшифровке того кажущегося противоречия, которое заложено в выдержке из Библии, приведенной в эпиграфе к нашей статье. Как же так? Ведь решил-то Бог создать человека по образу и подобию Своему, а создал только по образу, упустив подобие? В действительности здесь нет никаких противоречий, а напротив содержится глобальный мировоззренческий ориентир для всей системы образования и для высшей школы в особенности. Дело в том, что от рождения каждому из нас даровано свыше не подобие божеское, а лишь потенциал его возможного достижения. Содействие в реализации этого потенциала и является важнейшей методологической функцией системы образования.
  О критериях подобия божеского, о жизни по-божески можно готовить объемные исследования, но можно ограничиться тремя базовыми ориентирами: не причинять вреда себе, взаимодействующим с нами людям и мирозданию в целом. Эту заповедь грубо нарушает, к примеру, человек, подрубающий дарованное ему Богом здоровье и свои родовые корни алкоголе-табачными генными ядами, или общество, юридически допускающее процветание корпорации ростовщиков за счет узаконенного обворовывания участников производительного труда. Не случайно Коран (Сура 2:275) рассматривает ростовщичество как самый страшный грех.
  Цель существования и развития Человека Разумного, как биологического вида, сводится к максимально возможному освоению генетически предопределенного потенциала развития. Вместо этого мотивом многих действий и поступков выступают инстинкты сексуально-пищеварительного характера. Именно поэтому так долго, днем с зажженным фонарем в руках вынужден был бродить по Синопу древнегреческий философ Диоген, глубокомысленно поясняя свое занятие: «Ищу Человека!» Минули столетия, но они ничуть не упростили проблему, которую пытался решить в свое время еще Диоген.
  Вспомним сцену в театре из «Мастера и Маргариты» М. Булгакова: «Скажи мне, любезный Фагот, – осведомился Воланд, – как по твоему, ведь московское народонаселение значительно изменилось?
  – Точно так, мессир, – негромко ответил Фагот-Коровьев.
  – Ты прав. Горожане сильно изменились, внешне, я говорю, как и сам город, впрочем. О костюмах нечего уж и говорить, но появились эти... как их... трамваи, автомобили...
  – Автобусы, – почтительно подсказал Фагот…
  – Но меня, конечно, не столько интересуют автобусы, телефоны и прочая...
  – Аппаратура! – подсказал клетчатый.
  – Совершенно верно, благодарю, – медленно говорил маг тяжелым басом, – сколько гораздо более важный вопрос: изменились ли эти горожане внутренне?
  – Да, это важнейший вопрос, сударь.»
  Последующие события, описанные в романе, продемонстрировали отсутствие каких-либо внутренних перемен со времен Диогена.
  Занимаясь образованием, необходимо всегда иметь в виду наличие у человека души и его врожденное стремление к идеалам добра и справедливости. Но в реальной жизни эти идеалы нужно постоянно поддерживать учебой и воспитанием, как необходимо поддерживать свет, чтобы не наступила тьма, которая приходит сама по себе.
  Сохранилось предание о первых годах учения Александра Македонского у Аристотеля. Когда отец Александра спросил учителя о том, научил ли он его сына началам геометрии и физики, Аристотель ответил, что более года он учил Александра быть человеком – воспитывал его душу. И только затем будущий великий полководец осваивал премудрости разных наук. Результаты такого воспитания нам хорошо известны: Македонский – единственный великий завоеватель, который, покоряя народы, не разрушал их культуру и страны, а строил новые города и передавал людям лучшие черты античной культуры.
  Человеком не рождаются. Продвижение к человечности, к подобию Божьему идет, начиная с момента рождения, по следующим психологическим ступеням, по которым классифицируются и типы строя психики человека:
  1. животный тип строя психики;
  2. тип психики «зомбибиоробота»;
  3. демонический тип строя психики;
  4. тип психики «Человек – разумный».
  К сожалению, под воздействием зомбирующих программ многие взрослые останавливаются в движении по этой лесенке, а то и скатываются к самому началу пути человеческого становления
  Если у индивида доминируют инстинкты и рефлексы, то мы имеем дело с животным типом строя психики. Доминирование обычаев, традиций, привычек характерно для зомби-биороботов. (Почему куришь? – Потому что все курят). Личные расчеты, игнорирующие голос совести, наваждения и одержимость характерны для демонов. Нормой же для психики Человека Разумного является ориентация на объективное Добро, доминирование голоса совести и интуиции, водительства Божьим промыслом.
  Проблемы демографии, становления личности, здорового образа жизни становятся важнейшей составной частью государственной политики, стержнем национальных проектов. Ключ к решению этих проблем находится в системе образования страны. В то же время усилия образовательных учреждений в этом направлении носят разрозненный характер, не способствуют формированию гармонии в обществе, не имеют научной методологической основы, адекватной современным условиям глобализации общественных процессов. Проблемы формирования и развития личности человека, сопровождающая этот процесс воспитательная работа должны стать стержневой основой системы образования России в XXI веке.


Ефимов Виктор Алексеевич   
Журнал "Ректор ВУЗа", Октябрь 2009 г  
 
 
Одноклассники

помощь   права и соглашения            
Главная